Государственный учет, научное описание и хранение музейных предметов
Введение
Музейные предметы, образующие основной фонд, являются составной частью общегосударственного музейного фонда. Предметы искусства, старины и народного быта, находящегося в музеях и хранилищах, как вошедшие в музейный фонд и охраняемые государственными средствами, признаются государственным достоянием.
«Уходя в прошлое, любая эпоха оставляет за собой след в виде материальной и духовной культуры на основе, которой и складывается общественный исторический опыт. Его свидетельствами являются памятники культуры, совокупность которых составляет национальное достояние любого общества определяет его материальный и духовный потенциал». Поэтому музейная деятельность во всем её многообразии основывается на изучении и использовании музейных предметов – памятников материальной и духовной культуры.
Значительный опыт, накопленный музеями в изучении музейных коллекций и выявлении их общественной значимости, позволил более четко определить цели и задачи музейного фонда Р. К. Они нашли отражение в «Положении о музейном фонде Р.К.» от 1993 года
Задачи музейных фондов.
Памятники истории, материальной и духовной культуры, переданные государством на хранение в музеи, составляют неотъемлимую часть мирового культурного наследия.Поэтому на нас музейных работников возлагаются большие и ответственные задачи в вопросах хранения и учета памятников истории и культуры. Музейные фонды составляют огромную материальную ценность и требуют бережного хранения и точного учета. Учет музейных фондов преследует двоякую цель:
1-ая задача заключается в охране государственной собственности;
2-ая в раскрытии научного и художественного значения музейных коллекций и отдельных музейных предметов, в научном описании. При отсутствии научного и художественного определения музейные коллекции могут потерять значение музейных предметов, превратиться в ненужный материал, засоряющий музейные фонды. Правильно организованный учет музейных коллекций является одним из самых необходимых условий нормального функционирования всякого музея и для выполнения задач в области экспозиционной, научно-исследовательской работы.
В процессе государственного учета и научной обработки музейных фондов предусматриваются следующие этапы работы:
- Первичная обработка экспонатов (актирование и запись в книгу поступлений или главную инвентарную книгу), имеющая целью их документальную охрану.
- Инвентаризация экспонатов, т. е. их научная регистрация (классификация и научное определение с занесением в инвентарь), проводится в целях юридической охраны экспонатов.
- Составление научно-справочной документации, для обеспечения научной и справочной работы с коллекциями (картотеки – именная, тематическая, предметная).
- Научная паспортизация, имеющая целью полное, научное описание экспоната. Научные паспорта составляются на уникальные, реликвийные экспонаты: в облмузее – на предметы этнографии, изделия прикладного, изобразительного искусства.
Первичный учет и первичная обработка музейных предметов.
Оформление приема экспонатов производится немедленно по их поступлении, хранение в музее экспонатов неоформленных актами приема и незарегистрированных в книге первичного учета категорически запрещается. Первый этап музейного учета состоит из трех операций:
- Актирование музейного предмета.
- Запись в книгу первичного учета (книги поступлений или главная инвентарная книга).
- Шифровка музейного предмета.
Все поступления и выдача музейных предметов оформляются в музеях соответствующими актами приема-сдачи. Акт прием-сдачи является государственным юридическим документом. Поэтому к его составлению следует относиться очень внимательно. Акты составляются по установленной форме, в 3-х экземплярах, утверждаются директором музея, скрепляются печатью. Фамилии сдающих и принимающих экспонаты должны быть написаны четко и разборчиво в скобках, никаких исправлений в актах не допускается.
Следует отметить, что актированием музейных предметов решается задача не только охранно-юридическая, но и научного характера, поэтому при составлении акта приема-сдачи необходимо отразить как можно больше сведений о происхождении предмета, его принадлежности, связях с определенными событиями или лицами, о времени их изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления и т. п. Эти сведения отражаются в «легенде», которая хранится при соответствующем акте поступления. Все акты музейных предметов нумеруются порядковыми номерами. В конце года акты нумеруются по страницам, шнуруются и опечатываются печатью.
Книга первичного учета.
Акты приема-сдачи служат основанием для записи в книгу поступления. В музее 2 книги поступлений: для учета музейных предметов основного фонда – главная инвентарная книга и для книга учета предметов научно-вспомогательного фонда. Книги поступлений, как государственный документ охранного порядка в соответствии с требованиями инструкции, до её заполнения должна быть пронумерована, прошнурована и проставлена печать организации. Порядковые номера книги поступлений с шифром музея (ком) проставляется на самом предмете или на прикрепленной к нему этикетке, порядковый номер экспоната проставляется на акте приема.
Научная инвентаризация
Научной инвентаризации подлежат только предметы основного фонда. В книгах научного инвентаря в областном историко-краеведческом музее научное описание ведется по типам источников – документального, фотоматериалов, объемного, изобразительного,археологии, негативов, драг.металлов, нумизматики. Научная инвентаризация предусматривает наиболее полное освещение различного рода дополнительных сведений для научного определения музейного предмета. Книги научного инвентаря являются источником развернутых, научно обоснованных, и проверенных данных об основном фонде музея. Научное описание музейных предметов проводится в соответствии с типовыми схемами описания памятников материальной культуры, письменных источников.
Прежде всего, описание следует начинать с предметного слова: например грамота почетная, плакат печатный, знамя переходящее, костюм мужской, куропатка серая. Описание предметов материальной культуры, в том числе декоративно-прикладного искусства. В наименованиии музейного предмета или группы предметов указывается их практическое назначение, авторское название, если оно известно. Место изготовления: указывается страна, область, район, (губерния, уезд), город, деревня. Дается полное название государственного (казенного или частного предприятия), завода.
Материал и техника изготовления: В тех случаях, когда предмет выполнен из нескольких материалов, указывается преобладающий (основной). Отмечается – ручным или механическим способом выполнен предмет и кратко указываются особенности технологии производства.
Автор предмета:Обозначаются фамилия, инициалы, даты жизни, основные сведения об авторе.
Легенда или история бытования предмета: Здесь даются сведения об этнической и социальной среде, в которой бытовал предмет до поступления в музей, в том, кому он принадлежал, раскрывается мемориальное значение предмета.
Источник и время поступления: Здесь указывается дата поступления, как и от кого поступил предмет в данный музей (в результате экспедиции, через закупочную комиссию,в дар и т. д.)
Описание документальных материалов начинать с наименования автора документа или составителя, а документов, не имеющих определенного автора – с названия данного документа, издания и его выходных данных.
Например: грамота Николаеву С. И.— от администрации участка № 4
Датировка:1970г 10 апреля
Материал и техника: бумага плотная, типографская печать, в цвете или специальная бумага, картон, возможно в плотной папке (обложка) красного цвета, типографская печать.
Графа описание: — содержит следующие записи: грамота почетная Николаеву С. И. – начальнику участка № 4 шахты № 18 за высокие производственные показатели от предприятия. Грамота выполнена на спецбланке, установленного образца, типографским способом в цвете (красный, бордо, желтый), заполнена машинописным текстом, заверена круглыми печатями и соответствующими подписями.
Например: Удостоверение Николаеву С.И
Графа описание – удостоверение Д 917622 Николаеву С.И в том, что он Указом Президиума Верх. Совета СССР от 28.08.54 № 234–575 награжден медалью «За трудовую доблесть».
Удостоверение установленного образца, выполнена на спецбумаге, типографским способом (госзнак), состоит из 10 стр. В удостоверении помещенеы извлечения из положении о медалях СССР. Заполнено удостоверение от руки фиолетовыми чернилами, заверена круглой печатью и подписью секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Выдано17.09.54г
Описание художественных памятников (живописи, скульптуры, графики и т.д) начинается с указанием имени, отчества, дат жизни художника. Дальше указывается название произведения и описывается сюжет. Например: Серов В. А. Портрет Ерловой М. Н., 1905г., в рост, три четверти холста, техника — масло. В случае если автор неизвестен, то запись начинается со слов: «неизвестный художник», «Весенний сев» — распаханное поле, на переднем плане двухрядная сеялка, на заднем плане вправо две избы. Бумага. Акварель.
Описание портретных фотографий, начинается с фамилии и инициалов заснятого лица, с указанием года, места съемки, дается подробное описание типовых признаков портрета. Запись фотоотпечатков групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, далее перечисляются заснятые в группе лица (снимок групповой, семейный) или (снимок групповой, делегаты Х съезда КП Казахстана). Описание портретного снимка: Ф.И.О, Герой Социалистического труда, участник Великой Отечественной войны, вслед за этим дается описание типовых признаков портрета: погрудной или поясной, в рост, полуобот влево или вправо или в фас и т. д. Описание портрета – пример: Трухин П. М. – генеральный директор комбината «Карагандауголь», Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии 1972г., награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции. Снимок погрудной, глянцевый, в фас, без головного убора, в темном пиджаке, белой рубашке, с галстуком.
Яркий пример тщательного научного описания можно привести на примере одной фотографии из фондов областного музея: фото Славгородский П. В. (слева) – участник 77-го артиллирийского полка, сформированного в Караганде в 1941–42 гг., рядом Мирошниченко, Давиденко, фото групповое, погрудное. В легенде о фотографии даны следующие данные – Славгородский П. В., 1918г.р., гвардии старший сержант, 77-го арт.полка, 29-ой дивизии, впоследствии 72-ой гв.дивизии. Славгородский приехал в Караганду в 1931 году вместе с родителями, в 1938 году окончил Щучинское педучилище и был направлен в Атбасар, откуда в декабре 1941 года призван в Армию. Направили учиться в арт.полк, который квартировался в Майкудуке. Стал командиром минометного расчета, награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги». Командующий дивизией – Николай Николаевич Павлов, полковник в отставке, живет в Москве (сведения 1970г). В конце 1941- апреле 1942г формировались в Караганде два полка артиллирийский и пехотный (минометное и противотанковое подразделение). 77-й арт.полк входил в состав 29 дивизии, штаб которой находился в в Акмолинске. В апреле дивизия была направлена в 1-ую резервную армию, дислоцированную под Тулой. В июне на станции Абганеро принял первый бой. Затем дивизия сражалась под Сталинградом. За героизм в боях под Сталинградом полк награжден орденом Красного Знамени и присвоено звание – гвардейской. Затем в сентябре 1943г. войска 29-ой дивизии освободили г. Красноград, за что дивизия стала именоваться 72-ой гвардейской Красноградской дивизией. 7 августа 1944г. дивизия участвовалав освобождении г. Кировограда, 16 августа 1944г. форсирование Днепра. В августе дивизия вступила на территорию Румынии, освобождали Венгрию, Словакию. Свой победный путь окончила в Братиславе.При описании только одной фотографии сделан анализ исторической хроники целой дивизии, даны очень четкие описания боевого пути, также в легенде есть сведения о тех людях, что рядом со снятым лицом на фотографии. Эта информация сделана для последующих поколений, интересующимися боевой славой своих земляков — карагандинцев.
Описание фотоотпечатков и негативов, изображающих различные события, производственные процессы, виды местностей, начинается с наименования сюжета, с последующим описанием необходимых деталей, отмечается обстановка, где производилась съемка, время, место и дата фотографии, назвать по возможности фамилию фотографа.
Описание естественно-исторических предметов надо начинать с видового названия (лютик едкий, ворона серая). Описание должно включать русские и латинские названия и все данные полевых этикеток.
Вес и размер даются в единицах метрической системы, как правил, сначала измеряется по вертикали, затем по горизонтали.
- Для зоологических чучел — размер указывается в высоту без подставки;
- для препаратов в банках – дается размер банки;
- для энтомологических коллекций – размер ящика;
- для ботанических коллекций – гербария, размер гербарного листа.
- Объемные предметы измеряются по глубине, сферические и круглые диаметр.
- Взвешиванию подлежат предметы из драгоценных металлов, драгоценные камни и жемчуг. Взвешиванию подлежат также ценные образцы минералов и крупные друзы кристаллов.
Сохранность. Эта графа фиксирует сохранность предмета при поступлении в музей. При отсутствии дефектов обязательно отмечается полная сохранность. Все конкретные дефекты предмета перечисляются с указанием места и размера повреждения (порывы, пятна от клея, следы наклеивания,пожелтевшие и т. д.).
Графа «Стоимость» или указывается цена, если закуплено, или дар.
Составление научно-справочной документации. Картотеки.
Акты приема-сдачи, книги поступлений, книги научного инвентаря являются документами ограниченного пользования. Для получения необходимых справок и проведения научной работы с фондами во всех государственных музеях ведутся специальные картотеки, позволяющие получить наиболее и глубокие сведения о хранящихся в музее памятниках естественной истории, материальной и духовной культуры. в государственных музеях на каждый предмет основного фонда составляется научная карточка в зависимости от типа источников. Карточки систематизируются по отделам музея, группируются в соответствии с принятой систематизацией музейных предметов.
В облмузее имеются картотеки именные, тематическая, предметная, составлены топографические описи.
Именная картотека строится алфавитном порядке. Систематизирует, классифицирует музейные памятники соответственно их принадлежности тем или иным лицам: Героям Соц. Труда, Лауреаты гос. премии, Герои Советского Союза, деятели науки и техники, писатели, художники, артисты и т.д
Тематическая картотека создается в соответствии с профилем музея, разделами и темами экспозиции. Например:
- дореволюционный период,
- установление советской власти, коллективизация,
- Великая Отечественная война,
- угольная промышленность,
- черная металлургия,
- цветная металлургия,
- сельское хозяйство,
- наука,
- народное образование,
- здравоохранение,
- культура,
- физкультура и спорт,
- экология,
- Карлаг,
- советская демократия,
- градостроение,т. д.
Предметная картотека – обеспечивает возможность наведения справок о музейном предмете (предметы археологии, нумизматики, зоологической, геологической коллекции).
Кроме того, на все места хранения в хранилищах составляются топографические описи.
Научная паспортизация
Научные паспорта составляются на все музейные предметы и коллекции, которые представляют наибольший интерес с точки зрения их познавательной, исторической, политической, научной, художественной ценности. Научный паспорт предмета является исходным документом для всякой научно-исследовательской работы, ведущейся над музейными экспонатами. В практике работы наших музеев области научные паспорта составляются на предметы этнографии,изделия прикладного и изобразительного искусства.
Источниками информации при составлении паспорта являются сам предмет, техническая документация и литература, каталоги других музеев, статьи в газетах и журналах, рекламные, информациннные и архивные материалы, план комплектования коллекции музея, инвентарная книга, а также сведения, полученные в результате консультации со специалистами, коллекционерами…
Научный паспорт представляет собой унифицированнуюформу описания предмета. Объем сведений в каждой графе должен обеспечивать достаточно полноценную и лаконичную характеристику предметас выделением признаков, определяющих его музейное значение.
Научная карточка. Она содержит сведения о происхождении предмета, его датировке, авторах, фабричных марках и знаках, описание формы и украшений и т. д. Источники для записей этих данных различны – это сведения, полученные в результате непосредственного изучения самой вещи, данные каталогов, актов закупочной комиссии, протоколов, поступлений предметов и коллекций, полевых описей экспедиций, отчетов командировок, сведения, исходящие от бывших владельцев, опубликованные материалы, текстовые и иллюстрированные. Научная карточка не только закрепляет сведения о предмете, но и открывает возможности для более глубокого изучения его. Она позволяет упорядочить и привести в определенную стройную систему самые разнохарактерные данные, полученные в результате исследования предмета. На основе научных карточек создается широкая система карточек, необходимых для всесторонней оценки исторического и художественного значения изучаемого собрания. Научная карточка должна иметь фотографию музейного предмета или зарисовку внешнего вида. Фотография предмета должна быть снята так, чтобы тот характерный признак был выявлен на снимке с наибольшей отчетливостью.
Музейная выставка
Практически ни один музей не ограничивается подготовкой и постоянным совершенствованием своей основной стационарной экспозиции, но и создает многочисленные выставки -самые различные по тематике, типу, месту экспонирования.
Выставки музейные представляют собой музейную экспозицию, т.е целенаправленную демонстрацию на основе определенной научной концепции музейных предметов, подлинных памятников истории и культуры. Специфика музейной выставки состоит в том, что она экспонирует. Основу экспозиционных материалов должны составлять музейные предметы или их воспроизведения. Музейная выставка представляет собой экспозицию временного характера, посвященную актуальной теме. Темы могут быть различными: значительныепамятные и юбилейные даты по истории страны, тема может бвть актуальной только в региональном отношении – юбилей местного предприятия, имеющего важное значение для развития региона, края, республики. Выставки могут быть — новых поступлений, выставка частной коллекций, которая приобретается музеем, тематическая выставка на предприятии или в учебных заведениях, выставки фотографий.
Музейные выставки разделяются по тематике, по методу экспонирования (тематические, систематические, коллекционные), по месту экспонирования (стационарные и передвижные, музейные и внемузейные). Тематическая структура обусловливает определенные разделы выставки: титульный лист, оглавление (смысловая нагрузка ведущего текста, эпиграфа, высказывания, определяющего все содержание темы), документы, свидетельствующие об основной деятельности исторической личности, хроника общественной деятельности, этапы личной жизни. Завершающий этап – подготовка путеводителя по выставке, специальная информация для СМИ, телевидения. Музейныевыставки играют огромную научно-просветительскую роль, выполняющими музеями с использованием музейных средств пропагады и рекламной деятельности музейного предмета.
Условия хранения, температурно-влажностный режим
От условий хранения музейных предметов зависит их сохранность. Важнейшим условиям правильногохранения поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея.
Для достижения этих условий необходимо начинать топку возможно ранней осенью, постепенно увеличивая ее интенсивность, сообразуясь с погодой, и кончать топку возможно поздней весной, постепенно уменьшая ее интенсивность. Категорически запрещается делать перерывы в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях.
Температура воздуха в музейных помещениях при комплексном хранении различных материалов должна быть в пределах 18 ± 1°С.
Оптимальные условия относительной влажности при комплексном хранении различных материалов 55% ± 5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами- 50-65%.
В помещениях микроклимат которых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т. д.
Заключение
Возрастающая роль музейных и культурных учреждений на современном этапе отмечалась в Послании Президента Р. К. Н. А. Назарбаева, 2003г., где в специальной среднесрочной программе «Культурное наследие», намечена программа по изучению, сохранению материальной и духовной культуры народов Казахстана, поиск новых путей сотрудничества мировых культур стран СНГ и мира. В программе приведены целый ряд масштабных проектов, цели которых четко обозначены:
«Во-первых, создать целостную систему изучения огромного культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев.
Во-вторых, обеспечить воссоздание значительных историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории.
В-третьих, обобщить многовековой опыт национальной литературы и письменности и создать на государственном языке полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.
В-четвертых, создать на государственном языке полноценный фонд гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы».
Использованная литература:
- Послание Президента Р. К. Н. Назарбаева 2003г.
- Кондратьев В. В., сборник научных трудов.
3. «Музейное дело в СССР», г. Москва. 1987г.
- Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, М., 1984г.
- Материалы из фондов областного историко-краеведческого музея.
Акты приемки-сдачи, легенды о предметах.
Книги документального, фотофонда, объемного фонда, нумизматики.
Составитель: Орыспаева М. К.гл.хранитель облмузея
Музейное дело в СССР, Москва.1987г, сборник научных трудов, стр5.