Повышение квалификации Методическое пособие «Школа экскурсовода»

Методическое пособие «Школа экскурсовода»

Печать

Экскурсия (лат. Excyrsio-поездка) — целенаправленный, наглядный процесс познания окружающеого мира, связанный с заранее подобран­ными объектами, темой и маршрутом, под руководством квалифициро­ванного специалиста.

1. Структура  экскурсии  и ее функции.

Экскурсия, как органический, законченный процесс имеет свою структуру, схожую с другими видами деятельности — учебой, воспита­нием, пропагандой. Одновременно она обладает своими специфически­ми различиями. Композиционно экскурсия состоит из вступления, основной части и заключения.   

Экскурсия, как форма воспитания, как источник знаний выполняет несколько функций:

  • познавательную;
  • информативную;
  • организации культурного досуга;
  • направленного формирования знаний и интересов человека;
  • культурно-воспитательную;оздоровительную.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию. Экскурсия помогает усваивать политические, философские, художественные и другие взгляды и мировоззрения. Экскурсия должна иметь свою на­правленность с четко обозначенными приоритетами.

Экскурсия содержит информацию о достижениях науки, меди­цины, биологии, о новых исследованиях космоса, об открытиях ар­хеологов, победах спортсменов, изобретениях рабочих и инжене­ров, последних новостях в культурном и хозяйственном строительстве.

Экскурсия не только дает знания, но и является организацией куль­турного досуга. Экскурсия относится к той группе занятий, которая определяется термином — учеба и самообразование. При этом достига­ется наиболее полное удовлетворение духовных потребностей челове­ка. Систематичность изложения знаний, сообщаемых в экскурсии, ши­рокая возможность выбора тематики в соответствии со вкусами людей делают экскурсии наиболее популярным занятием масс.

В то же время, экскурсия занимает достойное место среди различ­ных форм учебы, формирования и систематизации знаний, целенаправ­ленного отбора информации, будь то искусство, история, архитектура, или др. отрасли человеческих знаний. Направленное формирование зна­ний происходит на учебных и производственньгх экскурсиях.

2. Характеристика экскурсий по содержанию.

По содержанию экскурсии делят на обзорные и тематические.

В обзорных экскурсиях чаще всего раскрываются несколько тем о каком -либо городе, крае или районе. Такая экскурсия особенно слож­на своей разносторонностью, обилием материала, который надо изло­жить и короткий промежуток времени, многообразием объектов.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Для

дальнейшего разделения на подгруппы нужно опираться на классифи­кации наук, человеческой деятельности и т. п. Экскурсии делят на культурно-исторические, художественные, естественно–научные, производственные, краеведческие, искусствоведческие и др.

3. Характеристика экскурсий по составу участников

Состав участников определяет как содержание экскурсии (сложность вопросов, затрагиваемые под темы, количество цифр), так и методику, технику, продолжительность проведения. Здесь мож­но выбрать ряд критериев, которые надо учитывать: возраст, соци­альная группа, место постоянного проживания экскурсантов, пси­хологические аспекты, величина группы.

По возрасту экскурсантов экскурсии делят на экскурсии для взрослых и экскурсии для детей, по месту проживания – для местных и для туристов, по количеству экскурсантов – на экскурсии, проводимые с группой и на экскурсии с 1–5 чел. Также экскурсии различаются по профессиональному составу экскурсантов, по психологическим особенностям личностей и др. признакам.

4. Характеристика экскурсий по форме проведения

По форме проведения  практикуют следующие экскурсии:

  • экскурсии- массовки  — в настоящее время это передвижение по маршруту на многих автобусах, в каждом из которых есть экскурсовод.  Такие экскурсии проводятся при обслуживании крупных предприятий, учреждений, совещаний, туристских поездов и судов.
  • экскурсия-концерт проводится во время следования к месту искусствоведческой экскурсии. Например, к загородному музею композитора. В это время прослушиваются записи его произведений.
  • экскурсия-беседа предполагает обмен мнениями, вопросы и ответы с обеих сторон. Варианты этой формы: экскурсии с детьми, что связано с особенностями их возраста, с малой группой или одним экскурсантом, экскурсии на производстве, где из-за шума в цеху, беседу проводят, обсуждая  увиденное, в каком-либо кабинете или зале.
  • экскурсионный спектакль проводят на основе литературного произведения с точной топографией событий на реальной территории.
  • экскурсия-прогулкасовмещает элементы познания и отдыха. Это могут бьтъ прогулки с одыхающими по территории и  окрестностях турбазы, санатория; или походы в лес за ягодами, на озеро, чтобы покупаться…

Для специальных аудиторий экскурсий носят ярко выраженный обучающий характер.

  • учебная экскурсия для экскурсоводов — участники предварительно знакомятся с материалами экскурсии. Задача мероприятия — научить студентов, курсантов, изучающих экскурсоведение правильной методике проведения экскурсий.  
  • Экскурсия-урок проводится в соответствии с учебной программой школы, вуза, как вводная в начале изучения курса, посвящается какой-либо теме или быть заключительной. После такой экскурсии проводят обсуждение, ставят оценки;
  • экскурсия-консультация — обучающая или ознакомительная про­изводственная экскурсия, проводимая специалистами (учёный, про­изводственник) для обмена опытом, повышения квалификации.
  • Путевая информация — для туристов транспортного маршрута о крае, по которому проезжает группа. Проводит её экскурсовод в загородной экскурсии или руководитель туристкой группы в турис­ткой поездке. В путевой информации нет выходов у объектов, рассказ преобладает над показом и носит отрывистый характер.
 

 

Новый зал "Сакской культуры"
 

РусскийKazakh (CIS)English (United Kingdom)

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление. 

 

 

Музеи России - Профессионалу музейщику

Счетчики

Яндекс.Метрика