Карагандинская область Культурное наследие Сарыарки

Культурное наследие Сарыарки

Печать

Если взглянуть на карту Республики Казахстан, входящего по территории в первую десятку стран мира, то в его центральной части привлекает внимание обширное плоскогорье. Это огромная территория, которой местные жители дали поэтическое название — «Сарыарка».

Край природных контрастов с резко континентальным климатом и великолепной красотой ландшафта, тут и бескрайняя ковыльная степь с проносящимися как вихрь сайгаками, и величественные горы, на вершине которых гордо перескакивают скалы архары — являющие по преданиям оберегом Сарыарки, и многочисленные озера, которые определяют древний путь перелетных птиц.

Даже беглый перечень памятников поражает своей древностью и многообразием. Множество стоянок эпохи палеолита и неолита, тысячи орудий труда первобытных людей являются доказательством того, что эти земли с древнейших времен привлекали наших предков своей красотой и плодородием.

Археологические памятники свидетельствуют, что на территории Центрального Казахстана, еще в эпоху палеолита жили люди Они занимались охотой, рыбной ловлей собиранием растительной пищи. Кроме лука и стрел пользовались копьем. В эпоху неолита появились основы земледелия. Стоянки этого периода найдены. по реке Букпа, следы позднего неолита обнаружены на стоянке Зеленая балка. Впечатляет своими масштабами одна из крупнейших в Казахстане мастерская эпохи палеолита вблизи мазара Дузен на берегу реки Каракенгир. Предметом многолетних исследований археологов стала стоянка каменного века Жетыконыр. В бронзовом веке (с 2 тыс. до н. э.) у древнего населения региона зарождается скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием скотоводства, что подтверждается материалом археологических раскопок поселения Суык-Булак (Каркаралинск) и древней оросительной системы. Наряду со скотоводством в регионе важнейшую роль в развитии производительных сил племен сыграла и плавка руд. В 10–8 вв. до н.э. на территории современной области развивается самобытная Бегазы-Дандыбаевская культура. Памятники эпохи бронзы — поселения, некрополи и величественные мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры обнаружены во всех речных долинах. Привлекают к себе взоры ученых и исследователей царские захоронения Айбас-дарасы, Уйтас-Айдос, Акоба и Талдысай. Курганы вблизи поселка Кургасын и курган Караоба у реки Терисаккан вот уже более двух с половиной тысячелетий служат ориентиром для путников.

Первые племена и племенные союзы, проживавшие в Центральном Казахстане, назывались общим собирательным словом «саки». В процессе исторического развития на месте старых племен и племенных союзов возникали новые, менялись их названия.

Удивительной достопримечательностью Сарыарки являются так называемые курганы «с усами». Загадка их до сих пор не разгадана. Это или один из видов надгробного сооружения, или древняя обсерватория, или ритуальный комплекс, а, может быть, все вместе взятое. «Усы» подобных памятников в классическом варианте всегда обращены на восток, а сохранившиеся в ЦК удивляют разнообразием ориентации и форм.

 Поражают своей величественностью и красотой возвышающиеся на равнинных участках живописных урочищ курганы эпохи гуннов. В этих местах можно обнаружить следы культур древних тюрок и огузо-кипчаков. Хорошо сохранились тюркские поминальные оградки с каменными изваяниями в горах Арганаты, Кишитау, в ущелье Тлеугабыл, в урочище Коргантас. Протяженность рядов некоторых каменных изваяний, именуемых балбалами, достигает 250 метров.

 Масштабы горно-металлургической деятельности древних жителей (Улытауского) региона до сих пор вызывают удивление ученого мира. Множество шахт и карьеров, металлургические печи и формы заготовок свидетельствуют, что еще три тысячи лет тому назад местные племена экспортировали в в разные регионы (Иран, Индию, Грецию) и другие страны медь, олово, серебро и золото. Подтверждение этому мы находим и в трудах «отца истории» Геродота. Такие металлургические центры, как Елукудык и Соркудык, возникшие еще в эпоху бронзы, использовались вплоть до позднего средневековья.{mospagebreak}

 Одной из достопримечательностей самобытной культуры Сарыарки являются целые галереи наскальных рисунков древних художников. Сцены быта и охоты, удивительный животный мир, картинки, отображающие мировоззрение древних людей, запечатлены резцом первых творцов на гранитных скалах Теректы-аулие, Зынгыртас, Арганаты вдоль берегов рек Байконыр, Тамды, Жангабыл, Жетыкыз. В средневековье этот край называли Дешт-и- Кипчак (в переводе с арабского — «страна кипчаков»), территория которого была поделена между крупными племенными объединениями кипчаков, кимаков и великих огузов. Сары-Арка никогда не принадлежал только одному племени или роду. Эта благодатная земля была излюбленным местом ханов кочевых племен, считалась священным, заповедным уголком во все времена.

Не случайно здесь в Улытау образовал свою ставку старший сын Чингисхана — Жоши хан. Отсюда начинал покорение Восточной Европы Батый. На этой территории немало архитектурных памятников, связанных с чингизидовами. Это мазары Жоши хана, Кутлук-Темира, Болган ана, Келинтам. В этих степях зародился знаменитый кюй «Аксак кулан» (XIII век), согласно легенде известивший Чингисхана о смерти его сына Жоши.

В XIV веке был воздвигнут мазар над могилой Алаша хана, одного из основателей тюркских племен, жившего предположительно в VII–VIII веках. На одной из вершин гор Улытау покоится прах великого полководца, политика и оратора, эмира Золотой Орды Едыге, легендарное имя которого упоминается в героических сказаниях и эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма и Узбекистана.

По утверждению знатока Улытау академика А. Х. Маргулана, последние дни жизни провел в Улытау и могущественный царь Турана Афрасиаб.

На каменной плите горы Алтыншокы оставил память о своем пребывании в Улытау всемогущий Тамерлан. Причудливые гранитные скалы Улытау помнят и бухарского хана Абдаллаха, и кокандских воинов Худояр хана, родниковую воду Улытау испили многие средневековые европейские и русские послы, направлявшиеся в старую ставку монголов Каракорум. С именем Улытау связаны биографии и таких исторических личностей, как Кетбуга, Керей, Жанибек, Касым, Тауке, Барак, Кучум, Абылай, Абулхаир, Акжол би, Казыбек би и многих других.

Улытау — географический центр Казахстана. На географической карте видно, что он находится на равном расстоянии как с севера на юг, так и с востока на запад. Видимо этим и объясняется тот факт, что он был стратегическим плацдармом для сбора войск и рассредоточения их на пастбищах с многочисленными родниками вокруг гор Улытау.

В годы «всенародного бедствия» Улытау прославился тем, что в юго-восточной его части объединенные силы казахских родов впервые дали отпор джунгарам. С тех пор урочище называется Калмаккырган, что означает «место, где разгромили джунгар». Непокорные горы Улытау и в годы царской колониальной политики оставались очагом сопротивления и независимости. Свидетельство тому — восстание Кенесары Касымова в середине XIX века, Амангельды Иманова в 1916–1917 годах.

Об удобном географическом положении Улытау говорит и то обстоятельство, что через Улытау из Средней Азии в Сибирь проходило одно из главных в Сары-арке ответвлений Великого Шелкового пути — так называемый «сарысуйский», или «медный», путь. Подтверждением служат десятки караван-сараев, укрепленных поселений, феодальных замков, караульных башен, расположенных вдоль караванных путей. Там интенсивно развивалась городская культура, ремесло, торговля, о чем свидетельствуют результаты археологических исследований на городищах Баскамыр, Жоши-орда, Аяккамыр, Орда-базар. Ученые предполагают, что этот торговый путь возник задолго до Великого Шелкового пути и просуществовал вплоть до тридцатых годов нашего столетия, что, несомненно, оказало влияние на развитие культуры нашего края.

Улытау, хотя и напоминает своим рельефом и осиново-березовыми колками курортные места Кокшетау, Баянаула и Каркаралы, прежде всего является историческим центром Казахстана, и не случайно в дни Всемирного курылтая казахов участники форума в первую очередь пожелали посетить эту национальную святыню казахского народа. В те дни Президент Казахстана Н. А. Назарбаев принимал участие в установлении памятного знака в ознаменование исторической роли Улытау в становлении казахской государственности.

Улытау — поистине географический феномен. Будто островок, окруженный степью и пустыней, дарует он путникам родниковую прохладу, тень осин и берез. Недаром его называют «страной озер». Каждую весну озера Баракколь, Косколь, Ашиколь, Курколь собирают пернатых из Индии, Африки, Средиземноморья, Передней Азии. Здесь проходят два основных миграционных пути степных антилоп — сайгаков.

В целях сохранения уникальных историко-археологических памятников и редких природных компонентов здесь в 1992 году был создан природно-исторический музей-заповедник. Сегодня этот край, вобравший в себя трехтысячелетний дух кочевников, овеянный легендами, воспетый поэтами, многие века привораживающий людей, все еще окутан покровом тайн.

 

 

Новый зал "Сакской культуры"
 

РусскийKazakh (CIS)English (United Kingdom)

Друзья сайта

Фотограф в Караганде
Луцук Мария
: фотосессия -
оригинальный подарок
на 23 февраля,
съемка мероприятий.

Нашли опечатку?

Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление. 

 

Счетчики

Яндекс.Метрика