Экскурсия (лат. Excyrsio-поездка) — целенаправленный, наглядный процесс познания окружающеого мира, связанный с заранее подобранными объектами, темой и маршрутом, под руководством квалифицированного специалиста.
1. Структура экскурсии и ее функции.
Экскурсия, как органический, законченный процесс имеет свою структуру, схожую с другими видами деятельности — учебой, воспитанием, пропагандой. Одновременно она обладает своими специфическими различиями. Композиционно экскурсия состоит из вступления, основной части и заключения.
Экскурсия, как форма воспитания, как источник знаний выполняет несколько функций:
- познавательную;
- информативную;
- организации культурного досуга;
- направленного формирования знаний и интересов человека;
- культурно-воспитательную;оздоровительную.
Прежде всего, она выполняет познавательную функцию. Экскурсия помогает усваивать политические, философские, художественные и другие взгляды и мировоззрения. Экскурсия должна иметь свою направленность с четко обозначенными приоритетами.
Экскурсия содержит информацию о достижениях науки, медицины, биологии, о новых исследованиях космоса, об открытиях археологов, победах спортсменов, изобретениях рабочих и инженеров, последних новостях в культурном и хозяйственном строительстве.
Экскурсия не только дает знания, но и является организацией культурного досуга. Экскурсия относится к той группе занятий, которая определяется термином — учеба и самообразование. При этом достигается наиболее полное удовлетворение духовных потребностей человека. Систематичность изложения знаний, сообщаемых в экскурсии, широкая возможность выбора тематики в соответствии со вкусами людей делают экскурсии наиболее популярным занятием масс.
В то же время, экскурсия занимает достойное место среди различных форм учебы, формирования и систематизации знаний, целенаправленного отбора информации, будь то искусство, история, архитектура, или др. отрасли человеческих знаний. Направленное формирование знаний происходит на учебных и производственньгх экскурсиях.
2. Характеристика экскурсий по содержанию.
По содержанию экскурсии делят на обзорные и тематические.
В обзорных экскурсиях чаще всего раскрываются несколько тем о каком -либо городе, крае или районе. Такая экскурсия особенно сложна своей разносторонностью, обилием материала, который надо изложить и короткий промежуток времени, многообразием объектов.
Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Для
дальнейшего разделения на подгруппы нужно опираться на классификации наук, человеческой деятельности и т. п. Экскурсии делят на культурно-исторические, художественные, естественно–научные, производственные, краеведческие, искусствоведческие и др.
3. Характеристика экскурсий по составу участников
Состав участников определяет как содержание экскурсии (сложность вопросов, затрагиваемые под темы, количество цифр), так и методику, технику, продолжительность проведения. Здесь можно выбрать ряд критериев, которые надо учитывать: возраст, социальная группа, место постоянного проживания экскурсантов, психологические аспекты, величина группы.
По возрасту экскурсантов экскурсии делят на экскурсии для взрослых и экскурсии для детей, по месту проживания – для местных и для туристов, по количеству экскурсантов – на экскурсии, проводимые с группой и на экскурсии с 1–5 чел. Также экскурсии различаются по профессиональному составу экскурсантов, по психологическим особенностям личностей и др. признакам.
4. Характеристика экскурсий по форме проведения
По форме проведения практикуют следующие экскурсии:
- экскурсии- массовки — в настоящее время это передвижение по маршруту на многих автобусах, в каждом из которых есть экскурсовод. Такие экскурсии проводятся при обслуживании крупных предприятий, учреждений, совещаний, туристских поездов и судов.
- экскурсия-концерт проводится во время следования к месту искусствоведческой экскурсии. Например, к загородному музею композитора. В это время прослушиваются записи его произведений.
- экскурсия-беседа предполагает обмен мнениями, вопросы и ответы с обеих сторон. Варианты этой формы: экскурсии с детьми, что связано с особенностями их возраста, с малой группой или одним экскурсантом, экскурсии на производстве, где из-за шума в цеху, беседу проводят, обсуждая увиденное, в каком-либо кабинете или зале.
- экскурсионный спектакль проводят на основе литературного произведения с точной топографией событий на реальной территории.
- экскурсия-прогулкасовмещает элементы познания и отдыха. Это могут бьтъ прогулки с одыхающими по территории и окрестностях турбазы, санатория; или походы в лес за ягодами, на озеро, чтобы покупаться…
Для специальных аудиторий экскурсий носят ярко выраженный обучающий характер.
- учебная экскурсия для экскурсоводов — участники предварительно знакомятся с материалами экскурсии. Задача мероприятия — научить студентов, курсантов, изучающих экскурсоведение правильной методике проведения экскурсий.
- Экскурсия-урок проводится в соответствии с учебной программой школы, вуза, как вводная в начале изучения курса, посвящается какой-либо теме или быть заключительной. После такой экскурсии проводят обсуждение, ставят оценки;
- экскурсия-консультация — обучающая или ознакомительная производственная экскурсия, проводимая специалистами (учёный, производственник) для обмена опытом, повышения квалификации.
- Путевая информация — для туристов транспортного маршрута о крае, по которому проезжает группа. Проводит её экскурсовод в загородной экскурсии или руководитель туристкой группы в туристкой поездке. В путевой информации нет выходов у объектов, рассказ преобладает над показом и носит отрывистый характер.